“Транспорт. Грузовые автомобильные перевозки”

1) Предлагается метод в виде программно – аппаратного решения, позволяющего автоматически планировать маршруты автотранспорта, занятого в развозке товаров по многочисленным городским и загородным торговым точкам со складов производителей и дистрибьюторов. Актуальность задачи состоит в необходимости сокращения расхода топлива, оптимизации маршрутов развозок исходя из значительного содержания транспортных расходов в стоимости продукции, а также необходимости минимизировать отрицательную экологическую нагрузку на окружающую среду со стороны автотранспорта.

2) Программа отличается от ряда известных программ маршрутизации и навигации своей ориентацией на кольцевые маршруты развозок и направленностью на “бизнес решения”, что уменьшает общегородской грузовой трафик. Заложенный в систему конструктор и язык макросов позволяют синхронизировать складскую и транспортные системы, адаптировать интерфейс системы под индивидуальные особенности предприятия. В программе используются алгоритмы направленного поиска оптимального маршрута автомобилей с использованием следующих параметров:

Эта информация представлена в программе как база данных – справочников и соответствующих редакторов для их корректировки

Рис. 1 - Конструктор базы данных, справочник “Автомобили” и редактор справочника “Автомобили”.

По приведенным данным программа выполняет оптимизацию параллельно по двух критериях – оптимизация загрузки автомобилей и оптимизация их маршрутов. Результатом работы программы являются маршрутные листы на каждый автомобиль, графики доставки, схемы маршрутов. При установке на автомобиль GPS-мониторингового устройства, программа обеспечивает контроль прохождения автомобиля по заданному маршруту с фиксацией отклонения во времени и в пространстве.

Рис. 2 - Отображение маршрута на карте. Маршрутный лист водителя.

3) Программа внедрена и используется на ряде предприятий Украины. Как показывают результаты внедрения, пробег автомобилей для доставки 1 кг продукции снижается на 15-45%, повышается коэффициент загрузки автомобилей и использования автомобильного парка, что приводит к снижению стоимости доставки.

4) Внедрение программы производится в несколько этапов. Первый этап (4 недели – 5 тыс. €): уточнение маршрутной сетки города, создание базы данных зоны обслуживания предприятия, конфигурация базы данных и справочников под особенности предприятия. Второй этап (2 недели – 2 тыс. €): пробное проектирование маршрутов, запуск программы в промышленную эксплуатацию. Третий этап (2-4 недели – 200 € на каждый автомобиль): установка модулей GPS на автомобили, запуск сервера приема данных. Четвертый этап (2 недели 5 тыс. €): запуск и отладка сервера сбора данных с подразделений компании, централизованная система мониторинга и анализа, конфигурация аналитики, математическое моделирование, построение отчетов и статистики. Последовательность и необходимость отдельных этапов зависит от специфики и особенностей компании.

5) Смежные отрасли использования методики: оптимизация сборных маршрутов, маршрутов коммунального транспорта (например, мусороуборочных автомобилей), транспортное обслуживание сельскохозяйственной техники на полях.

Научный руководитель: Кирьянов О. Ф., канд. техн. наук, доц., декан факультета транспортных средств и технологий КНУ имени Михаила Остроградского (380536636392, kiranov@kdu.edu.ua).

Автор программы и ответственный исполнитель: Коробов А. А., магистр, аспирант кафедры транспортных технологий КНУ имени Михаила Остроградского, директор предприятия осуществляющего внедрение и поддержку программно – аппаратного комплекса на коммерческих предприятиях. (380509070375, korobovupc@rambler.ru).

Исполнитель: Переверзева А.Г. магистр, асп. кафедры транспортных технологий КНУ имени Михаила Остроградского.